ГлавнаяРаспорядители и получатели бюджетных средств

Распорядители и получатели бюджетных средств

15.05´2008
 

О БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

1.Вопрос: По какой статье классификации операций сектора государственного управления следует отражать расходы бюджета субъекта Российской Федерации на оплату договоров, предметом которых является проведение мероприятий по защите лесов от вредителей, а также проведение истребительных мероприятий против вредителей леса?

Ответ: Согласно Приказу Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" расходы по оплате договоров на проведение мероприятий по защите лесов от вредителей, в том числе на выполнение истребительных мероприятий против вредителей леса, следует относить на подстатью 226 "Прочие услуги" классификации операций сектора государственного управления.

2.Вопрос: В связи с увековечиванием памяти видного государственного и общественного деятеля бюджетному учреждению были выделены средства на изготовление и установку бронзового бюста в одном из скверов города. Бюджетным учреждением были заключены два контракта с одной и той же фирмой: на изготовление бюста и на установку бюста. На какой код классификации операций сектора государственного управления следует отнести расходы по оплате заключенных контрактов?

Ответ: Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, применяемые в 2008 г., утверждены Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н (далее - Указания).

В соответствии с действующей классификацией операций сектора государственного управления (Приложение 6 к Указаниям) расходы по оплате контрактов, заключенных на изготовление и установку бронзового бюста видного государственного и общественного деятеля, следует отражать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги".

3.Вопрос: Положениями закона субъекта РФ "О государственной службе" предусмотрено предоставление дополнительных государственных гарантий государственным гражданским служащим субъекта РФ в части выделения из бюджета субъекта РФ единовременных субсидий для приобретения жилого помещения. На какую статью экономической классификации расходов бюджетов РФ следует отнести расходы бюджета субъекта РФ по предоставлению указанных субсидий?

Ответ: В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", расходы на предоставление единовременных субсидий государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации на приобретение жилого помещения следует отражать по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" классификации операций сектора государственного управления.

4.Вопрос: Статьей 16 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" установлено, что за просрочку поставки (закладки), недопоставку (неполную закладку) материальных ценностей в государственный резерв поставщик (организация, обязанная осуществлять ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва) уплачивает неустойку в размере 50 процентов стоимости недопоставленных (незаложенных) материальных ценностей. Согласно ст. 8 указанного Федерального закона суммы неустойки зачисляются в доход федерального бюджета. По какому коду классификации доходов бюджетов следует отразить поступление указанных средств в федеральный бюджет?

Ответ: В соответствии с Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" поступление в доход федерального бюджета сумм неустойки за просрочку поставки (закладки), недопоставку (неполную закладку) материальных ценностей в государственный резерв следует отражать по коду 000 1 16 90010 01 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет" классификации доходов бюджетов с указанием в 1 - 3 разрядах значения 171 - Федеральное агентство по государственным резервам.

5.Вопрос: Работником уполномоченного органа исполнительной власти на физическое лицо наложен штраф в размере 1000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку, режима труда и отдыха. Какой код классификации доходов бюджетов следует указать в платежном поручении на перечисление в доход бюджета суммы указанного штрафа?

Ответ: В соответствии с Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" при заполнении платежного поручения на уплату штрафа, наложенного за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует указывать код 000 1 16 29000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" классификации доходов бюджетов с указанием в 1 - 3 разрядах значения соответствующего главного администратора доходов.

6.Вопрос: По какой подстатье классификации операции сектора государственного управления в 2008 г. следует отражать расходы бюджетов на предоставление субсидий государственным корпорациям?

Ответ: Согласно Приказу Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" расходы бюджетов на предоставление субсидий государственным корпорациям следует отражать по подстатье 242 "Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций" классификации операций сектора государственного управления.

7.Вопрос: Просим разъяснить порядок применения классификации доходов бюджетов при отражении средств, поступающих в доход федерального бюджета в виде оплаты экономических санкций, предусмотренных условиями государственных контрактов (например, несоблюдение сроков, установленных для выполнения работ или поставки товаров).

Ответ: В соответствии с требованиями Указаний N 74н перечисление в доход федерального бюджета денежных средств, поступающих от исполнителя государственного контракта в виде неустойки за нарушение им срока исполнения контракта, следует отражать по коду 000 1 16 90010 01 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет" классификации доходов бюджетов с указанием кода соответствующего администратора поступлений в федеральный бюджет.

8.Вопрос: В расшифровке расходных статей классификации операций сектора государственного управления, приведенной в Указаниях N 74н, отсутствует ряд позиций, которые непосредственно применяются учреждением культуры при осуществлении своих функций. К ним относятся следующие позиции: организация временных выставок по искусству и создание экспозиций (в том числе художественно-оформительские работы, монтаж-демонтаж, изготовление этикетажа, упаковочные работы, погрузо-разгрузочные работы, выполнение работ по обслуживанию коллекций художественных экспонатов в залах и запасниках, изготовление предметов, носящих временный характер и являющихся подсобным материалом при организации экспозиций и выставок); рекламные услуги; изготовление плакатов, афиш; гардеробное обслуживание; услуги по оцифровке и изготовлению фотографий. Просим разъяснить, на какие подстатьи относить вышеуказанные расходы.

Ответ: В соответствии с требованиями Указаний N 74н расходы на указанные выше цели подлежат отнесению на статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления в следующем порядке:

- расходы на оплату рекламных услуг, услуг по изготовлению плакатов и афиш, услуг по гардеробному обслуживанию, услуг по оцифровке и изготовлению фотографий в разрезе подстатей, детализирующих статью 220 "Оплата работ, услуг", могут быть классифицированы только как прочие, в связи с чем должны быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги";

- расходы по организации временных выставок по искусству и созданию экспозиций (в том числе художественно-оформительские работы, монтаж-демонтаж, изготовление этикетажа, упаковочные работы, погрузо-разгрузочные работы, выполнение работ по обслуживанию коллекций художественных экспонатов в залах и запасниках, изготовление предметов, носящих временный характер и являющихся подсобным материалом при организации экспозиций и выставок и прочие) следует относить на статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления исходя из экономического содержания осуществляемых расходов. Так, например, расходы на выплаты по договору, предметом которого является организация временной выставки по искусству или создание экспозиции, - на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

9.Вопрос: Просим дать разъяснение о возможности оплаты расходов по добровольному страхованию предоставленных в долгосрочное безвозмездное пользование и арендуемых помещений за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также находящихся в их ведении федеральных государственных учреждений по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" классификации операций сектора государственного управления, которая предусматривает расходование средств на различные виды страхования, в том числе и имущественного.

Ответ: Изначально следует отметить, что классификация операций сектора государственного управления является группировкой данных операций в зависимости от их экономического содержания. Указанные операции (в их расходной части) осуществляются как за счет средств бюджетов, так и за счет средств, полученных из внебюджетных источников. При этом данная классификация лишь определяет порядок отнесения расходов бюджетных учреждений на соответствующие статьи и подстатьи, а не устанавливает возможность расходования бюджетных средств на те или иные цели.

Одновременно необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательство Российской Федерации по заключению главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета и находящимися в их ведении федеральными бюджетными учреждениями договоров добровольного страхования арендуемых ими или предоставленных им в долгосрочное безвозмездное пользование объектов недвижимости.

Учитывая изложенное, расходование средств федерального бюджета на добровольное страхование указанных объектов недвижимости представляется необоснованным.

10.Вопрос: Просим разъяснить, по какой статье классификации необходимо отражать расходы бюджетного учреждения на медицинское обслуживание работников и приобретение для них путевок на санаторно-курортное обслуживание.

Ответ: Согласно требованиям Указаний N 74н расходы по приобретению путевок на санаторно-курортное обслуживание, а также расходы на медицинское обслуживание работников отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги". Однако здесь следует отметить, что классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в данном секторе как за счет средств бюджетов, так и за счет средств, полученных из внебюджетных источников, в зависимости от их экономического содержания, причем данная классификация лишь определяет порядок отнесения на соответствующие статьи и подстатьи в том числе и расходов бюджетных учреждений, а не устанавливает возможность расходования бюджетных средств на те или иные цели. Таким образом, расходы по приобретению путевок на санаторно-курортное обслуживание сотрудников и на медицинское обслуживание могут осуществляться учреждением за счет бюджетных средств только при наличии законодательного акта, устанавливающего соответствующее обязательство, либо за счет внебюджетных источников (в части использования средств чистой прибыли) в случае, если расходы на указанные цели предусмотрены нормами законодательства Российской Федерации (отраслевого), регулирующими использование внебюджетных источников соответствующего учреждения.

11.Вопрос: В связи с вступлением в силу новой бюджетной классификации просим разъяснить, по каким статьям должны отражаться расходы на разработку проектно-сметной документации.

Ответ: В соответствии с требованиями Указаний N 74н расходы на проведение подрядных проектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметной документации, предшествующей строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, а также на оплату договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, необходимость в которых возникает в процессе осуществления строительно-монтажных работ на объектах, следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" классификации операций сектора государственного управления.

12.Вопрос: Просим дать разъяснение, по каким статьям классификации отражать расходы по оплате услуг ввода информации во франкировальную машину.

Ответ: Согласно требованиям Указаний N 74н расходы на выплаты по договору, предметом которого является оказание услуг по вводу информации во франкировальную машину, следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

13.Вопрос: По какой подстатье классификации операций сектора государственного управления следует отражать расходы по оплате договоров с коммерческими организациями, осуществляющими экспресс-доставку грузов (бандеролей, пакетов, посылок)?

Ответ: Однозначно можно сказать, что подстатья, по которой должны быть отражены расходы на экспресс-доставку грузов (бандеролей, пакетов, посылок), входит в состав подстатей, детализирующих статью 220 "Оплата работ, услуг" классификации операций сектора государственного управления. Однако для более полного ответа на вопрос об отражении указанных расходов необходимо рассматривать совокупность условий каждого конкретного договора.

14.Вопрос: Просим дать разъяснение, по какому разделу, подразделу и статье классификации операций сектора государственного управления должны отражаться расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг работникам учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). В соответствии с разработанным порядком бюджетные учреждения, с которыми указанные работники состоят в трудовых отношениях, возмещают расходы организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, на основании выставленных счетов-фактур и реестров граждан, имеющих право и получивших данную меру социальной поддержки.

Ответ: В соответствии с требованиями Указаний N 74н расходы бюджетных учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения на предоставление мер социальной поддержки их сотрудникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в части платы за жилые помещения и коммунальные услуги (возмещение расходов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги) подлежат отражению по соответствующим отраслевой направленности указанных выше учреждений разделам, подразделам, подстатье 212 "Прочие выплаты" классификации операций сектора государственного управления.

15.Вопрос: В МВД России поступают для исполнения решения судебных органов об удовлетворении требований пенсионеров МВД России о перерасчете и взыскании доплат к пенсии за период с 1993 по 2000 г. с учетом увеличения размера продовольственного пайка, за период с 1993 по 1996 г. - в связи с изменениями минимального размера оплаты труда, за период с 1995 по 1998 г. - с учетом увеличенных на 25 процентов должностных окладов (далее - иски пенсионного характера). Погашение долгов по искам пенсионного характера производится МВД России по разд. 1000 "Социальная политика", подразделу 1001 "Пенсионное обеспечение". Вместе с тем при вынесении судами решений по указанной категории исков с МВД России одновременно взыскиваются государственная пошлина, расходы на услуги представителя и иные расходы, понесенные взыскателями в связи с разбирательством в суде. Таким образом возникают значительные дополнительные расходы судебные издержки по искам пенсионного характера. Учитывая нарастающие объемы исков пенсионного характера, просим дать разъяснения, на какой раздел и подраздел бюджетной классификации Российской Федерации должны относиться расходы по оплате судебных издержек, взыскиваемых судебными органами при рассмотрении исков данной категории. Можно ли отразить их по подразделу 1001 "Пенсионное обеспечение", учитывая, что судебные издержки сопровождают иски пенсионного характера?

Ответ: Согласно требованиям Указаний N 74н расходы МВД России по оплате судебных издержек, взыскиваемых судебными органами при рассмотрении исков пенсионного характера, следует отражать в рамках разд. 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", подраздела 0302 "Органы внутренних дел", поскольку указанные издержки не являются элементами пенсионного обеспечения.

16. Вопрос: При классификации приобретаемого имущества бюджетными организациями остается нерешенным вопрос: относится ли имущество к основным средствам или материальным запасам.

От этого зависит, какую подстатью бюджетной классификации расходов использовать. Например, в Письме Казначейства России от 16.04.2007 N 42-2.2-04/6а "Об отнесении отдельных расходов на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации" сказано, что приобретение нефинансовых активов (ножницы, папки, корзины для мусора, лотки для бумаг, замки навесные и встроенные, лупы, наборы настольные канцелярские, дыроколы, степлеры, антистеплеры, жалюзи, зеркала, настенные часы, топор, лопата, домкрат, набор инструментов для ремонта автомашины, кухонная утварь, флаги, гербы, книги учета, журналы регистрации, амбарные книги, географические карты, наглядные пособия, мойка, кран, сифон и т.п.) в зависимости от критериев, установленных положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция), следует относить либо на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств", либо на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов". Однако указанные в Инструкции критерии не дают однозначный ответ. Обобщим основные критерии при классификации перечисленного имущества, используя положения п. п. 10 и 48 Инструкции:

Критерии  Основное средство          Материальные запасы
Цель        
использования
Используется в процессе деятельности 
учреждения при выполнении работ или  
оказании услуг либо для управленческих
нужд учреждения                      
Используются       
в деятельности     
учреждения         
Срок        
использования
Превышает 12 месяцев                  Превышает 12 месяцев
Стоимость    Значения не имеет                     Не определено      
ОКОФ         Относится                             Не относится       

Если первые три критерия совпадают, то бухгалтер должен обратиться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (последние изменения внесены 14.04.1998). В преамбуле классификатора сказано, что при разработке классификатора "учтен Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), для которого МСОК и КОП являются базовыми." (МСОК - это Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности - International Standard Industrial Classification of all Economic Activities (ISIC); КОП - международный Классификатор основных продуктов - Central Product Classification (CPC).

Кроме того, при разработке ОКОФ учтено и Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 26.12.1994 N 170. В Положении было сказано, что оно применяется организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации независимо от подчиненности и форм собственности (кроме банков), включая организации с иностранными инвестициями и организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета (бюджетные организации). Позднее данное Положение отменено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", в котором бюджетные учреждения исключены из перечня организаций, на которые распространяется новое Положение. В связи с этим возникли разночтения.

По мнению некоторых специалистов, в п. 48 Инструкции имеется в виду перечень активов, который не относится к ОКОФ. Перечень состоит из 12 пунктов. Однако следует заметить, что данный перечень составлен на основании требований бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, а именно Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России N 170. Поскольку же данный документ отменен, а существующее Положение не распространяется на бюджетные учреждения, отсылка на указанный перечень не может быть правомочной на сегодняшний день.

Автор предлагает иную точку зрения на порядок учета отсылки на ОКОФ в п. 48 Инструкции. Вернемся к Письму Казначейства России от 16.04.2007 N 42-2.2-04/6а, в котором, в частности, упоминается дырокол. Напомню, что ОКОФ базируется на ОКДП, и девятизначный код для ОКОФ строится на классах продукции ОКДП. В ОКДП (часть III разд. D (коды 2430000 - 3440000) дырокол имеет код 3010460. Это значит, что он относится к средствам механизации и автоматизации управленческого и инженерно-технического труда (3010000). Без сомнения дырокол должен относиться к хозяйственному инвентарю, т.е. к предметам конторского и хозяйственного обзаведения, непосредственно не используемым в производственном процессе, полный код для него будет 16 3010460. Однако в ОКОФ нет подраздела производственного и хозяйственного инвентаря, имеющего отношение к средствам механизации и автоматизации управленческого и инженерно-технического труда. Рассмотрим критерии Инструкции для дырокола:

Критерии    

Дырокол                
Цель использования Используется в деятельности учреждения
Срок использования Превышает 12 месяцев                  
Стоимость          Не имеет значения                     
ОКОФ               Не относится                          

Таким образом, дырокол относится к материальным запасам и расходы по его приобретению должны быть произведены по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".